Танкеры в акватории Финского залива (Балтийское море), неподалёку от порта Приморск в Выборгском районе Ленобласти.
14:3715 мая 202514:37
3401просмотров
14:3715 мая 2025
Эстонские военные и авиация НАТО 14 мая попытались взять под контроль гражданское судно JAGUAR в нейтральных водах Балтийского моря. Инцидент, который некоторые расценили как военную провокацию на фоне переговоров по Украине, оказался в одном ряду с другими событиями, направленными на "выдавливание" России из Финского залива и Балтики в целом. Подробности — в обзоре на dp.ru
"Деловой Петербург" спросил у экспертов, как случившееся отразится на российском экспорте и что может предпринять Москва, если западные страны совместно с НАТО вновь будут мешать судоходству и торговле в Балтийском море.
Что случилось с танкером JAGUAR на Балтике
Информация о том, что Эстония и НАТО попытались захватить гражданское судно JAGUAR в акватории Финского залива, появилась вечером 14 мая.
Известно, что корабль под флагом Габона следовал в порт Приморск на территории Ленобласти и находился в нейтральных водах, когда на горизонте появились патрульные суда ВМС Эстонии и самолёты МиГ-29 ВВС Польши.
Военные рассчитывали, что нефтяной танкер выйдет из международных вод и окажется на территории Эстонии, где власти страны смогут его задержать, однако моряки проигнорировали угрозы совершить таран и попытки высадить десант с вертолёта, продолжив следовать своим курсом.
К 04:41 мск 15 мая танкеру JAGUAR удалось благополучно добраться на якорную стоянку в Приморске. По данным 78.ru, на борту судна находился экипаж из 21 человека, включая граждан России (четыре человека), Индии и Мьянмы. Кроме того, для оказания помощи в случае механических проблем было организовано сопровождение буксиром.

Танкер JAGUAR, прибывший в порт Пирморска (Выборгский район Ленинградской области) после попыток захвата эстонскими военными и авиацией НАТО
Также сообщалось, что корабль необходимо осмотреть водолазам. По данным инсайдеров, такое обследование может продолжаться около 6 часов. При этом члены экипажа смогут сойти на берег только после проверки комиссии пограничной службы.
РБК утверждает, что российские военные подняли в воздух свой истребитель Су-35, чтобы предотвратить захват танкера. В свою очередь, в МИД Эстонии заявили, что JAGUAR якобы вошёл в исключительную экономическую зону республики и относится к так называемому "теневому флоту" России.
“
"Мы ответили соответствующе, направив наши силы сопровождать судно "теневого флота", так как оно не имело страховки и флага. Но Российская Федерация направила для оценки ситуации истребитель, который незаконно находился на территории НАТО менее минуты. Истребители НАТО также были подняты вверх для контроля за российским истребителем", — заявил министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна журналистам по прибытии в Анталью на встречу глав МИД НАТО (цитата по ТАСС).
Глава эстонского МИД писал на своей странице в соцсети X (бывший Twitter), что в связи с инцидентом в акватории Балтийского моря в МИД Эстонии был вызван временный поверенный в делах России.
Также министр сообщил, что "информировал" госсекретаря США Марко Рубио о якобы нарушении воздушного пространства Эстонии пилотами российского Су-35.
Как НАТО пытается контролировать Балтийское море
Попытка вытеснить нефтяной танкер JAGUAR из нейтральных вод и задержать на территории Эстонии — не первые действия, создающие неудобства для России в Балтийском море.
Минувшей зимой страны НАТО объявили о старте военной операции "Балтийский часовой", начавшейся под предлогом усиления защиты подводных кабелей, сохранности которых якобы угрожают российские корабли.

Человек у причала в морском порту Хельсинки в акватории Финского залива.
Кроме того, в апреле 2025 года президент Эстонии Алар Карис утвердил поправки, разрешающие армии и флоту атаковать и топить подозрительные суда на Балтике, реагируя таким образом "на угрозы инфраструктуре, обеспечивающей оказание жизненно важной услуги, объектам гособороны, портам и прочим сооружениям или оборудованию".
Параллельно в Эстонии и других европейских странах продолжают звучать заявления о якобы регулярных помехах GPS со стороны России, тогда как Великобритания наряду с ЕС готовится вводить новые санкции против так называемого "теневого флота" РФ.
Как полагает член Совета по внешней и оборонной политике РФ, главный редактор аналитических порталов RuBaltic.Ru и "Евразия.Эксперт" Александр Носович, события развиваются в соответствии с прогнозами специалистов, которые ранее "в один голос говорили" о неизбежности военной провокации на Балтике.
“
"Можно представить, какие деньги и какого масштаба схемы бизнеса на войне в Европе под угрозой, если накануне переговоров по Украине прибалты, поляки и стоящий за ними Лондон идут на прямую военную провокацию в Балтийском море. Если бы им удалось захватить танкер, всю российскую команду посадили бы по абсурдным обвинениям и нас ждало бы новое "дело Юрия Меля". Россия, подняв в небо истребитель, выбрала оптимальное решение", — считает эксперт.
Комментируя действия Эстонии в Финском заливе, генерал-лейтенант, заместитель главнокомандующего ВВС РФ по вопросам Объединённой системы ПВО государств — участников СНГ до 2007 года, военный эксперт Айтеч Бижев подчеркнул в беседе с "Деловым Петербургом", что любые суда, находящиеся в нейтральных водах, являются неприкосновенными по международным правилам, "которые соблюдают все цивилизованные государства".
“
"Если судно идёт в наш порт, военное руководство России имеет полное право защитить его доступными силами и средствами, чтобы предотвратить нарушение международных законов", — отмечает военный эксперт.

Корабли ВМФ России в акватории Финского залива.
Исключением из правил о неприкосновенности судна в нейтральных водах являются ситуации, когда есть неопровержимые доказательства, что корабль замешан в противоправной деятельности: например, используется для перевозки террористов или оружия, добавил Айтеч Бижев.
Что будет после попытки захвата танкера в Финском заливе
По мнению руководителя образовательной программы "Экономика" Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрия Десятниченко, попытку задержать танкер JAGUAR в Балтийском море "стоит рассматривать сугубо как контекстную провокацию", цель которой — поддержать уровень общего внешнего давления на Россию на фоне переговоров о путях мирного урегулирования конфликта на Украине, которые начались 15 мая в Турции.
“
"Инцидент является примером использования оппонентами всех доступных инструментов воздействия на позицию российской стороны. При этом они прибегают к абсолютно иррациональным, ориентированными исключительно на сиюминутный эмоциональный эффект акциям, не имеющим ни юридических оснований, ни перспектив разрешения", — обращает внимание Дмитрий Десятниченко.
По мнению экономиста, в отсутствие "каких-либо юридически значимых оснований" глобально инцидент с танкером под флагом Габона никак не отразится на трафике российских судов в Балтийском море.
“
"Здесь могут быть риски лишь для тех, кто реализует трафик спорной (с точки зрения существующих ограничений) товарной номенклатуры. Там, где есть формальные основания "зацепиться", могут быть сложности у импортёров, — говорит специалист. — Что касается экспортёров нефти, "теневой флот" — понятие не юридическое. Можно пытаться вести подобные "нападки", но без формальных оснований для юридически значимых действий в дальнейшем это акции исключительно эмоциональной направленности".
Заместитель декана по международной деятельности факультета международных отношений и политических исследований Президентской академии в Санкт-Петербурге Екатерина Перевалова указывает, что попытка захвата танкера в водах Балтийского моря "подтверждает конфронтационный характер внешней политики не только Эстонии, но и НАТО в целом".

Эксперт напоминает, что ранее Эстония уже предпринимала попытки досмотра судов под предлогом защиты внутренних вод, однако не согласна, что власти республики действуют таким образом в рамках кампании по "выдавливанию" России из акватории Балтийского моря.
"Скорее это политика давления блока НАТО на РФ, возможно, провоцирование России на ответные действия. Эстония действует в данном случае как представитель Североатлантического альянса. Многие коллеги-политологи отмечают, что самостоятельно Таллин не пошёл бы на такой конфронтационный шаг по отношению к России, с чем я согласна. И следовательно, отстаивание позиций России на Балтике следует проводить путём воздействия на структуры НАТО", — говорит политолог.
По мнению Екатерины Переваловой, инцидент с танкером JAGUAR и последующие действия российской стороны, направленные на обеспечение безопасности своих судов, не станут причиной для начала прямого конфликта на Балтике.
“
"Нынешняя администрация Эстонии ведёт свою политику в рамках общеевропейской политики, краеугольным камнем которой является поддержка военного конфликта на Украине. В связи с этим логично предполагать, что договорённости, которые могут быть достигнуты в рамках переговоров России и Украины в Турции, приведут к снижению обострения ситуации на Балтике", — допускает эксперт.